Конституционный суд обнародовал особенное мнение судьи Владимира Ярославцева по запросу Министерства Юстиции о возможности не выполнять решение ЕСПЧ, который в 2014 году обязал Российскую Федерацию уплатить экс-держателям акций "ЮКОСа" компенсацию в €1,86 млрд. Документ прикреплен к распоряжению КС по делу (стр. 35–44).
"Запрос не является допустимым, и делопроизводство подлежало завершению", – отмечается в комментарии Ярославцева. Он акцентирует внимание на противоречивости деяний правительства РФ. ЕСПЧ еще в 2011 году признал нарушение прав держателей акций "ЮКОСа" со стороны Российской Федерации, вдобавок тогда наша страна не стала оспаривать это решение. Помимо этого, власти России в 2013 году отправили в Комитет Министров Совета Европы замысел мероприятий по исполнению этого распоряжения. И только в 2014 году, когда Страсбург озвучил рекордную сумму компенсации в €1,86 млрд, тактика РФ резко поменялась, особо отмечается в особенном мнении.
Такая "непоследовательная и очень противоречивая позиция" властей России по сути завела в "правовой тупик" решение вопроса по данному делу, считает Ярославцев. И Минюст, продолжает судья, отыскал "не столь сложный" выход из положения, обратившись в КС с запросом о невозможности выполнения распоряжения ЕСПЧ. Но это заявление является недопустимым ввиду деяния принципа nemo judex in propria causa ("никто не может быть судьей в собственном деле"), так как вывод Страсбурга о нарушении Конвенции во многом был обусловлен установлением нарушения принципа законности Распоряжением КС от 14 июля 2005 года, указывает Ярославцев. Тогда КС отметил, что положения ст.113 НК не изымают для суда возможности в случае воспрепятствования плательщиком налогов осуществлению налоговой ревизии признать уважительными причины пропуска сотрудниками налоговой администрации давностного периода привлечения его к налоговой ответственности.
"Минюсту не нужно искать легких маршрутов разрешения вопроса при помощи заявления в КС", – считает судья. Он рекомендует русскому учреждению наладить диалог с межправительственным органом – комитетом министров Совета Европы, используя механизм заявления в этот орган.
Несколько дней назад, 19 января, КС поставил точку в долгосрочном споре с ЕСПЧ по делу "ЮКОСа": русским влияниям необязательно выплачивать экс-держателям акций нефтекомпании практически €1,9 млрд ("Конституционный суд разрешил не платить компенсацию бывшим держателям акций ЮКОСа"). Но Российская Федерация "на базе доброй воли" вправе произвести конкретные оплаты бывшим держателям акций "ЮКОСа", которые стали жертвами незаконных деяний управляющего менеджмента, за счет снова выявляемого имущества организации, сокрытого за рубежом (см. "Держатели акций ЮКОСа остаются без €1,8 млрд: что говорят стороны о решении КС"). Это решение было принято не единогласно, двое судей КС озвучили особенные мнения по этому вопросу. Как мы знаем, что, помимо Ярославцева, не согласился с сотрудниками и судья Константин Арановский. Его особенное мнение КС пока не обнародовал.
"Запрос не является допустимым, и делопроизводство подлежало завершению", – отмечается в комментарии Ярославцева. Он акцентирует внимание на противоречивости деяний правительства РФ. ЕСПЧ еще в 2011 году признал нарушение прав держателей акций "ЮКОСа" со стороны Российской Федерации, вдобавок тогда наша страна не стала оспаривать это решение. Помимо этого, власти России в 2013 году отправили в Комитет Министров Совета Европы замысел мероприятий по исполнению этого распоряжения. И только в 2014 году, когда Страсбург озвучил рекордную сумму компенсации в €1,86 млрд, тактика РФ резко поменялась, особо отмечается в особенном мнении.
Такая "непоследовательная и очень противоречивая позиция" властей России по сути завела в "правовой тупик" решение вопроса по данному делу, считает Ярославцев. И Минюст, продолжает судья, отыскал "не столь сложный" выход из положения, обратившись в КС с запросом о невозможности выполнения распоряжения ЕСПЧ. Но это заявление является недопустимым ввиду деяния принципа nemo judex in propria causa ("никто не может быть судьей в собственном деле"), так как вывод Страсбурга о нарушении Конвенции во многом был обусловлен установлением нарушения принципа законности Распоряжением КС от 14 июля 2005 года, указывает Ярославцев. Тогда КС отметил, что положения ст.113 НК не изымают для суда возможности в случае воспрепятствования плательщиком налогов осуществлению налоговой ревизии признать уважительными причины пропуска сотрудниками налоговой администрации давностного периода привлечения его к налоговой ответственности.
"Минюсту не нужно искать легких маршрутов разрешения вопроса при помощи заявления в КС", – считает судья. Он рекомендует русскому учреждению наладить диалог с межправительственным органом – комитетом министров Совета Европы, используя механизм заявления в этот орган.
Несколько дней назад, 19 января, КС поставил точку в долгосрочном споре с ЕСПЧ по делу "ЮКОСа": русским влияниям необязательно выплачивать экс-держателям акций нефтекомпании практически €1,9 млрд ("Конституционный суд разрешил не платить компенсацию бывшим держателям акций ЮКОСа"). Но Российская Федерация "на базе доброй воли" вправе произвести конкретные оплаты бывшим держателям акций "ЮКОСа", которые стали жертвами незаконных деяний управляющего менеджмента, за счет снова выявляемого имущества организации, сокрытого за рубежом (см. "Держатели акций ЮКОСа остаются без €1,8 млрд: что говорят стороны о решении КС"). Это решение было принято не единогласно, двое судей КС озвучили особенные мнения по этому вопросу. Как мы знаем, что, помимо Ярославцева, не согласился с сотрудниками и судья Константин Арановский. Его особенное мнение КС пока не обнародовал.
No comments:
Post a Comment